СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация
Статья рассматривает актуальную психолого-педагогическую проблему стресса в педагогической практике. Профессиональное выгорание - синдром, возникающий в результате постоянного стресса и приводящий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов, к утрате энергичности. Профессиональное выгорание наступает, когда происходит накопление негативных эмоций без последующего освобождения от них. Опасность эмоционального выгорания состоит в том, что оно не является кратковременным периодом, а представляет собой длительный процесс.Литература
Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 1989. - 356 c.
Антилогова, Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя / Л.Н. Антилогова - Омск, 1992. - 152 c.
Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко - М.: Информационно-издательский дом ''Фи- линъ', 1996. - 472 с.
Вяткин, Б.А. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя / Б.А. Вяткин, Т.М. Хрусталев - Вопросы психологии N4, 1994. - C. 23-25.
Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин - М., Просвещение, 1973.
Иевлева, С., Шаталова, Т. Когда обожжены нервы / С. Иевлева, Т. Шаталова - Статья, 2003. - Интернет. http:yandex.ru/ yandsearch7text.
Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин - ПИТЕР, С.Петербург, 2002. - 221 с.
Колесников, Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда / Л.Ф. Колесников - Новосибирск, 1985.- 251 c.
Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач - Статья, 1978. - Интернет. http: //psy.piter.com.
Мильруд, Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя / Р.П. Мильруд - Вопросы психологии № 6, 1987.- c. 47
Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец - М.: издательство "Флинта", 2001. - 192 c.
Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик - М., "Просвещение", 1986. - 113 с.
Симонов П.В., Русалова М.Н., Преображенская Л.А., Ва- нециан Г.Л. Фактор новизны и асимметрия деятельности мозга // Журн. высш. нервн. деят-ти. 1995. Т. 45. № 1. - C. 13-17
Орел, В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел - Журнал практической психологии и психоанализа, №1/Т. 1, 2001. - c. 90-101
Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов - М., ВЛАДОС, 1998. 494 c.
Трунов, Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме / Д.Г. Трунов - Журнал практического психолога, № 5, 1998. - C. 7-10.
Форманюк, Т.В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк - Ж. "Вопросы психологии", № 6, 1994. - C. 57-64 .
Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет / К. Чернисс - Статья, Интернет. www. enilog. broom.ru6 5
Шитова, И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения / И.Ю. Шитова - Интернет, 2002. http:// www3. crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/n03018.html